карта сайта
     Наш край   |   История   |   Община   |   Традиции   |   Музыка   |  Персоналии   |  Друзья    О сайте 
     
 

Нынешняя история евреев в Магадане

I. Как община начиналась (Начальный этап).

Осенью 1991 г. депутат Магаданского Областного Совета Б.С.Левин взвалил на себя миссию собрать евреев Магадана - впервые за всю историю города. Договориться с помещением и опубликовать объявление в газете оказалось не самым сложным делом - помогало депутатство. Задумано - сделано. Маленькое объявление, призывающее евреев н сбор появилось в газете облсовета "Территория".

В назначенный день в д/к "Строитель" собралось десятка три смельчаков - в длинном как кишка зрительном зале они оккупировали пару задних рядов, далеких и темных. По зову организатора публика все же перебралась в первые ряды и согласились что-то выслушать. Левину удалось ненадолго удержать их внимание рассказом, как евреи организованы "на материке", в частности в Донецке, где он с дочерью побывал в отпуске прошедшим летом, какая там издается еврейская газета и т.д.

Затем - пауза. На приглашение поделиться мыслями, как организоваться здесь, в Магадане, неподготовленная публика ответила полным молчанием. Дальше были какие-то мысли по этому же вопросу организатора собрания, но реакция оставалась по-прежнему достаточно напряженной.

Положение спасла пятнадцатилетняя Аня Левина, появившаяся очень вовремя. Она еще не успела дойти по длинному проходу, как Левин-отец провозгласил: "А сейчас вот эта молодая особа поделится с вами впечатлениями от летнего еврейского лагеря в том же Донецке".

Ошарашенная Анюта отца ослушаться таки не решилась. Пришлось ей прямо с хода вспоминать о лагере, о своих тамошних подружках, о воспитателях из Израиля, не понимавших по-русски, но как оказалось совершенно замечательных, и т.д. Сначала она очень смущалась и заикалась на каждом полу-предложении, но довольно быстро освоилась - рассказывать-то пришлось о вещах простых, понятных и приятных ей самой.

Лед недоверчивости стал таять прямо на глазах. После Анюты желающие что-то высказать посыпались как из ведра - кто-то уже побывал в Израиле, кто-то поделился воспоминаниями детства и т.д. и т.п. После этого быстро было принято решение собраться еще раз для принятия конкретных решений в расширенном составе - у многих есть еще друзья евреи, которых они приведут для такой хорошей и важной вещи.

И дело довольно быстро завертелось. Собираться стали еженедельно в том же Доме культуры, но не в зале, а в отдельной комнате, закрепленной на этот день недели за начинающимся обществом.

Был выбран совет общества из 5-ти человек. Левин вошел в него, но от председательства однозначно отказался (депутату, выбранному народом, не очень-то удачно быть председателем конкретной национальной организации) и председателем стал Р.Быковский - активный и напористый еврей из породы крепких руководителей. А его жена-бухгалтер взяла на себя бухгалтерию общества.

Первые месяцы дела шли мирно и вполне гладко. Народу прибывало, все были полны энтузиазма, собирались вместе на праздники, даже еще не еврейские, т.к. по началу о них ничего не знали. Понемногу как-то что-то узнавали благодаря еврейской литературе, буклетам, календарям, которые Левин пачками и коробками привозил из своих командировок - ими одаривали в израильских организациях, в которые он пробивался с целью завести контакты. Появлялись и определенные связи - на первом этапе чисто моральные, без какого-то материального подкрепления.

И все было б хорошо, но некоторое время спустя появились трения по ряду организационных вопросов и проекту устава. Евреи, кажется, не могут разрешать противоречия без привнесения личностных мотивов, и Левин вышел не только из совета, но и вообще из общества еще до его формального оформления.

К этому времени на возделанную уже почву пришел "Сохнут" - его представителем в Магадане была назначена Е.Озерецкая. От "Сохнута" стали поступать определенные финансы для оплаты аренды в том же д/к "Строитель" и для ряда других потребностей.

После юридического оформления еврейское культурное общество получило название "Холом". Очень быстро на него вышел "Джойнт", просто искавший в то время возможностей для раскрутки благотворительности. На общество полился дождь финансирования: подарки для малоимущих, массовые поступления книг для библиотеки и учебников, немалые средства на приобретение различной аппаратуры, субсидирование праздников и т.д. и т.п.

И общество начало активно разворачивать свою деятельность.

Но такое процветающее состояние длилось не очень-то долго. Через пару лет большая часть евреев первого потока уехала в Израиль, свалив после себя полуразваленное общество на попечение нескольких молодых людей, которым из-за отсутствия жизненного опыта было много труднее справляться с этим делом.

Однако, еще определенное время общество проработало на некотором старом заводе - продолжал функционировать ульпан, проводились праздники.

Где-то через год-два и эти молодые уехали в Израиль. Все накопленное имущество и библиотека за истекшее время попросту куда-то растворились.

Дела и документы общества оказались еще у одного молодого еврея, который уже даже не изображал какой-либо деятельности. Единственный раз он созвал горстку евреев по случаю заезда в Магадан деятеля "Сохнута", и на этом все окончательно замерзло.

Вскоре и этот, последний уже в этом потоке, председатель уехал в Израиль, надумав перед отъездом забросить пластиковый пакет с документами тому же Левину, с которого все и начиналось.

Наступил период безвременья, протяженностью порядка двух-трех лет...

Продолжение в следующей серии...