карта сайта
     Наш край   |   История   |   Община   |   Традиции   |   Музыка   |  Персоналии   |  Друзья    О сайте 
     
 

Неопубликовано

Статья к празднику Пейсах (№2)  

У евреев скоро наступит праздник Пейсах. Это – самый главный еврейский праздник, знаменующий собой не просто выход евреев из египетского рабства, но – шире - начало долгого и нелегкого пути, который через многие столетия и тысячелетия вывел из тьмы мрачных веков не только евреев, но и весь мир.

Это было более чем 33 века тому назад, когда не существовало еще ни Древней Греции, ни Римской империи. В материальном плане мир уже тогда был вполне развит – египетские пирамиды и дворцы царей Месопотамии тому хорошие свидетельства. Знания природных явлений и законов были достаточно глубокими в касте жрецов. Но в духовном плане мир оставался темным и глухим. Идолопоклонство уверенно сочеталось с жестко иерархическим построением общества, по-современному сказать – тоталитарным. Во всех тогдашних государствах правящая верхушка в своей власти была абсолютно неограниченной, и все общество основывалось на бесправном, рабском труде большинства населения.

В такую структуру были вписаны и евреи, подвергавшиеся самой жестокой эксплуатации в чужой стране – в Египте. И не просто с принуждением к предельно тяжкому подневольному труду, а еще и с прямым садистским издевательством – с уничтожением всех рождающихся еврейских мальчиков. То есть им грозило попросту полное вымирание через какое-то время.

Но настал час выполнения обещания данного свыше прародителю евреев – Аврааму, что его потомки будут большим и славным народом в Земле Обетованной. И к евреям был послан Моше (Моисей) с прямой задачей вывести их из-под египетского ярма. Те, кто хоть немного знакомы со Священным Писанием помнят, что этот выход был связан с десятью казнями египетскими, поразившими достаточно жестоко и фараона и весь его народ с тем, что бы фараон в конце концов – после десятой казни - вынужден был отпустить евреев восвояси..

Закономерен вопрос – у всесильного Б-га евреев вроде бы не должно быть больших проблем с любой, поставленной им задачей. Какая там фигура для Б-га этот египетский фараон – так, козявка! Так зачем же были нужны эти мучительные для фараона и целого народа (египетского) десять казней?

Ситуация здесь, очевидно, такая. Если бы просто застить на время фараону глаза, поднять всех евреев и увести, то для Б-га это было бы наипростейшим решением, но не для будущего человечества. Проще говоря – это был бы самый рядовой случай, никак не изменяющий дальнейшего хода истории. А задача-то ставилась другая – именно на примере евреев продемонстрировать всем народам необходимость коренных изменений в мире и в себе. Надо было, что б этот уход крепко засел в массовое сознание не как рядовое явление, а как символ будущего мироустройства. Но стереотипы человеческого мышления меняются очень не легко. Для этого и были призваны египетские казни. А сами евреи прошли такой мучительный этап еще раньше – за многие годы рабства под фараоном, в чужой земле.

Ну ладно, после десятой казни даже столь упертый фараон вынужден был отпустить евреев восвояси. Дальше бы уж успокоиться ему, утешиться женами или еще как… Ничуть не бывало. Очень мало времени спустя он спохватывается, и собрав свое войско мчится вдогонку евреям – торопится их уничтожить! Какой-то вроде нелогичный шаг – зачем ему еще трудиться, торопиться, догонять? Какая ему разница – уйдут ли евреи далеко-далеко или лягут мертвыми под его колесницами? В любом случае рабов этих у него не будет, они уже для него - ломоть отрезанный. Что тут – слепая ярость, жестокая мстительность?

Может быть и так. Но Устная Тора характеризует фараона, как жестокого, но при этом очень умного властителя. Умный человек просто так волю своей ярости не дает. Здесь дело, очевидно, в другом. Фараон понял, что уход свободного народа из-под его власти – это вызов всему привычному для него миру. Это та закваска, которая приведет когда-нибудь к крушению всего, что ему дорого. И из-за этого его потомкам уже не быть фараонами в предстоящем мире. Ведь евреи уходили не просто как какое-то племя аналогичное всем другим народам тогдашней земли. Евреи уходили не просто из рабства. Они при этом рвали с идолопоклонством, они становились действительно свободными людьми, боящимися только Единого Б-га, и, соответственно, не страшащимися никаких других – земных – властителей.

Ну, на самом то деле евреям еще предстояло довольно долго изживать впитавшуюся в них рабскую сущность и остатки идолопоклонства. Но первые шаги в этом направлении были уже сделаны, и шаги вполне значащие. Фараон это увидел – не мог не увидеть, как действительно умный властитель. Ну и кроме того он еще был человек дела. Раз увидел, осознал, понял, что в интересах его потомков эту “заразу” истребить в зародыше, пока она не укрепилась, то тут же и бросился претворять мысль в дело.

Однако, что задумано свыше, то должно было осуществиться. Грядущий мир нуждался в данной закваске - в уходящих евреях. И фараон нашел свою гибель под нахлынувшими на него водами моря Суф (Красного).

В этом эпизоде – ухода евреев от настигающего их фараона через расступившиеся воды моря Суф – проявилась как раз та сущность свободного выбора, как основы духовной связи евреев с высшей силой, которая и стала важнейшей двигательной силой будущего мира – конечно же, не только еврейского, но начиналось то все от них.

Устная Тора расшифровывает нам детали перехода евреев сквозь морские воды, очень сжато изложенные в Торе Письменной (у христиан – в Моисеевом Пятикнижии). Уже в виду настигающих их египтян, евреи, прижатые к берегу моря, взмолились и получили ответ свыше – обещание, что воды расступятся, что б спасти их от фараоновской злобы. Но вот уже войско фараоново совсем рядом, а море не расступается. Вот египтяне показались на бровке крутого морского берега - им осталось только найти пути спуска для колесниц, и все будет кончено, а море все не расступается. Моше стоит с воздетыми руками, а море по-прежнему гладкое.

Так нашелся в это – спрессованное страхом - время один еврей, который встал и пошел в нерасступавшуюся воду. Пошел все глубже и глубже, невзирая ни на что. И вот когда вода покрыла этого смельчака практически с головой, а он сделал еще шаг в глубину, вот тогда море и расхлопнулось! И все евреи устремились по морскому дну на другой берег.

Чуда, даже обещанного Б-гом, может не произойти, если человек сам не пойдет ему навстречу. Чудеса в мире происходят, только если человек своим свободным выбором делает шаг навстречу им, навстречу неизведанному, навстречу Б-гу. Все чудеса нашего времени, все достижения нашей цивилизации – это суть действия свободного человека, идущего навстречу непознанному.

* * *

Именно поэтому праздник Пейсах, праздник исхода из Египта для евреев всего мира самый главный праздник. Он прямо заповедан евреям Торой. В ней говорится: “В первый месяц, в четырнадцатый день месяца в сумерки – Пейсах Б-гу. И в пятнадцатый день этого месяца праздник опресноков Б-гу, семь дней ешьте опресноки”. (Ваикра-Левит, 23:5,6)

Опресноки в данном переводе то, что евреи называют мацой. Маца – это сухие лепешки, спеченные евреями в пустыне на горячих камнях из незаквашенного теста. Из Египта пришлось уходить в очень быстром темпе и нельзя было дожидаться, пока тесто взойдет. В память об этом Торой и заповедано все дни праздника есть не хлеб, а мацу.

Магаданская Еврейская община уже несколько лет обеспечивает желающих мацой к Пейсаху. И еще кошерным виноградным соком из Израиля. Приобрести их можно в общине по вторникам и четвергам с 19=00 до 20=30 и по воскресеньям с 12=00 до 14=00. Там же можно записаться на коллективную встречу праздника. Адрес еврейской общины: ул Гагарина, д.12 (здание ВНИИ-1), 2-й этаж, ком.223. Тел. 5-10-03 в это же время.

От еврейской общины пожелание всем евреям веселого и кошерного Пейсаха!