карта сайта
     Наш край   |   История   |   Община   |   Традиции   |   Музыка   |  Персоналии   |  Друзья    О сайте 
     
 

Напечатано в “Магаданской правде”

от 20.11.2002

Ханука – еврейский праздник, праздник огней

Древняя история евреев знала разные периоды - и порабощения, и знаменательные победы. Но только одна из побед выделена еврейской традицией в особый праздник под названием Ханука, празднуемый наряду с главнейшими праздниками, завещанными Торой.

2150 лет тому назад на древней земле Израиля шла война. Захватчики греки и часть евреев, принявших греческий образ жизни, вздумали полностью выкорчевать еврейскую религию. Под угрозой казни были запрещены или извращены практически все религиозные обряды. Народ, главным стержнем которого была именно отличавшая его религия, находился на грани исчезновения. И вот тогда приверженцы традиционного иудаизма, назвавшие себя маккавеями, ушли от преследований в горы, в пещеры и развернули партизанскую войну. Сначала сопротивление было почти безоружным, но оно росло, крепло и стало одерживать победу за победой над хорошо вооруженной и отлично подготовленной эллинской армией. Победы в этой освободительной войне и стали первой основой будущего праздника Ханука.

Но победы - это деяния человеческого духа, они случались и раньше и позже, однако общееврейским праздником стало только указанное событие. Первая причина этого в том, что тогда евреи не просто освободились от иноземного господства - здесь иудаизм отстоял свое право на дальнейшее существование. И религиозное наполнение Хануки как раз отражает это обстоятельство.

Главной святыней иудаизма был Храм, а в Храме - постоянно горящий семирожковый светильник - менора. Захватчики и их еврейские пособники-эллинисты загасили менору и осквернили почти весь запас освященного оливкового масла для нее, хранившегося в Храме.

Первым делом сразу после освобождения Иерусалима маккавеи очистили оскверненный Храм и зажгли менору. Но они нашли в Храме лишь маленький кувшинчик неоскверненного масла, которого, по всем расчетам, могло хватить лишь на сутки непрерывного горения. А для приготовления и освящения новых порций масла было необходимо 8 дней.

Положение казалось безвыходным. Но помогло чудо - менора горела не угасая все время, пока не подоспело вновь приготовленное и освященное масло. И горела она лишь на том его количестве, что было изначально.

В честь этого чуда евреи сделали специальный праздничный вариант храмового светильника - его модель уже не с семью рожками, а с восе-мью, по числу дней чудесного горения в храме. И назвали этот светильник не менора, а соответственно празднику - ханукия. В Хануку она зажигается во всех еврейских домах, в общинах, перед си-нагогами, на площадях городов.

На самом деле в ней не 8 рожков, а 9, но этот девятый отделен от остальных и делается для вспомогательного огня, от которого и зажигают восемь основных. И сам праздник в честь такого события длится тоже 8 дней. В первый вечер с заходом солнца зажигается одна свеча, во второй горят уже две основные свечи. И так далее, до последнего, восьмого дня праздника, когда горят уже все восемь свечей. При этом каждый раз сначала от внешнего огня зажигается вспомогательная свеча, а уже от нее остальные - главные.

Таким образом, количество света прибавляется и прибавляется с каждым разом, с каждым днем. Поэтому праздник получил еще название праздника огней или праздника света. У евреев всегда так: каждое действо, каждый праздник имеет не одно значение, а много, то есть много пластов. И вот такой более глубинный пласт праздника Ханука, приходящегося на темное и холодное время года с длинными ночами, как раз и состоит в том, что как бы ни было темно вокруг, но свет все-таки победит, как он побеждает в праздник Хануки, прибавляясь с каждым разом на один язычок пламени.

Так появляется надежда и уверенность, что человечество не пропадет в ночи, что силы темноты обречены в конечном итоге на поражение.

* * *

Еврейская община Магадана традиционно отмечает Хануку и традиционно обеспечивает желающих маленькими ханукиями для домашнего использования. Все, кто хочет получить такую ханукию с набором свечек на все дни праздника, приглашаются в общину по адресу: ул. Гагарина 12, здание ВНИИ-1, комн. 223, по вторникам и четвергам с 19.00, и по воскресеньям с 12.00 до 14.00, телефон 5-10-03. Там же можно записаться на сам праздник, т. е. на коллективное его празднование в один из дней Хануки. Возможно, что за неделю до праздника будет налажено и ежевечернее дежурство.

И наконец, о времени самого праздника: он длится с 30 ноября по 7 декабря, а начинается 29 ноября с заходом солнца. Таковы еврейские традиции - считать сутки не от полуночи до полуночи, а от заката до заката.

Счастливой всем Хануки!

Борис ЛЕВИН,

председатель еврейской общины.