карта сайта
     Наш край   |   История   |   Община   |   Традиции   |   Музыка   |  Персоналии   |  Друзья    О сайте 
     
 

Нынешняя история евреев в Магадане

II. Современный (второй) этап.

2. Первый год (1998-1999) - «Без дотаций»

(Бурное начало - снижение активности - первый раскол - юридическое оформление общества "Шалом Магадан"- свое помещение - постепенный подъем и лето многочисленных поездок)

После первых же собраний общество активно заработало. Был выбран совет из 7 человек. Сформировано 3 кружка, для которых нашлись руководители - иврита, Торы и еврейских танцев. Последний, правда, так и не начал функционировать, но это уже как бы мелочи. Второй из них я взял на себя, будучи вполне в те годы уверенный в своих силах – ну как же, ведь почитал что-то там из Ветхого завета в христианской Библии, всунутой мне финскими миссионерами в Москве на выходе с еврейского концерта. Ивритом же взялась руководить Е.О – та самая, которая так безусловно отказала мне в помощи при организации общины. Но вот на первое же собрание явилась – к немалому моему удивлению - и прямо напросилась на ведение кружка иврита. Ну что ж, все хорошо – обществу это, думаю, только на пользу будет.

Вскладчину, т.е. на свои собственные деньги, отмечали еврейские праздники - пусть не совсем по традициям (с их знанием не все было гладко), но зато с упоением, радуясь общению друг с другом. На эти праздники собиралось 40-50 человек.

И вне праздников собирались просто так один раз в 2 недели (согласно графика использования читальни) - для того, что б пообщаться, обсудить текущие вопросы. Финансовые проблемы, конечно, были, но не столь уж большие. Скромное финансирование работы кружков, сводящееся к оплате классов (комнат) на три вечера в неделю удавалось найти у местных спонсоров.

Но постепенно - где-то к первому полугодию - ситуация начала меняться. Наиболее деятельные, активно стремящиеся к еврейскому общению и культуре понемногу уезжали. В оставшейся части рос процент более индифферентных и бедных, которым и для складчины на праздник было сложно расстаться с какой-то суммой.

Где-то в марте-апреле назрел первый скандал по дележу власти, завершившийся в мае полным расколом (подробнее о нем можно прочитать тут), с отношением активных поддерживателей 9:5.

Юридическое оформление нашего общества с 9-ю учредителями было доведено до успешного завершения и в июне 1999 г. было получено регистрационное удостоверение Магаданского городского общественного объединения еврейской культуры "Шалом Магадан", по уставу являющегося правопреемником общества "Холом" (что было включено в Устав исключительно по моральным соображениям, ибо никакого материального наследства с того общества не сохранилось - при его фактическом развале все, что там имелось разошлось по чьим-то рукам).

Ну а наши противники загнили после первого же неудачного захода на оформление.

Шавуот Численность общества продолжала сокращаться - на праздник Шавуот пришло около 20 человек.

Противоположная же фракция собрала на альтернативный праздник - кажется это был день Иерусалима - что-то около 8-ми человек. Это было первое ее самостоятельное мероприятие, и – последнее. Больше она никак не функционировала, хотя палки в колеса ей никто не вставлял.

Раскол спровоцировал и финансовые проблемы - что б привлечь в общество новые силы нужно было активней раскручивать деятельность, для чего необходимо было свое помещение. Нужны были немалые финансы, а их и так не хватало, т.к. теперь еще и для проведения праздников требовались вливания.

Постепенно все-таки эти проблемы решались. Было найдено дешевое помещение - несколько запущенное и в ветхом здании, но зато в самом центре города и большое по площади (две комнаты, одна из которых 40 кв.м.). Своими силами и с невысокими финансовыми затратами они были приведены в относительный порядок. Добыли необходимую (пусть и невзрачную) мебель, частью бесплатно - от доброхотов и спонсоров, частью - за небольшие суммы.

По финансовой поддержке тоже наметились перемены. Но это уже с осени, т.е - в следующем разделе (ибо год нам лучше считать с осени до осени - это соответствует и еврейскому летоисчислению и нашим первым сборам в конце августа, начале сентября)

И как завершение этого года у меня было лето многочисленных разъездов, прямо связанных с усилением активности общества, после весеннего спада. За три-четыре месяца (включая сентябрь) я успел побывать в Красноярске, Иркутске, Хабаровске, Владивостоке и Москве. Большая часть этих поездок связана с вопросами будущего финансирования и будет отражена в следующем разделе.

Борис Левин

Читайте в следующей части:
"Джойнт" и благотворительность - лето разъездов - первый съезд ФЕОРа - шабаты и воскресная школа - попытка собрать молодежного клуба - Пейсах с мишлохимами - з/к Наталья - благотворительность Ор-Авнер - Лаг ба-Омер на Оле - тяжелое лето второго раскола.

>> Смотреть список всех частей описания современного этапа истории евреев в Магадане.