карта сайта
     Наш край   |   История   |   Община   |   Традиции   |   Музыка   |  Персоналии   |  Друзья    О сайте 
     
 

Нынешняя история евреев в Магадане

II. Современный (второй) этап.

1. Начало второго этапа.(1998)

(Предпосылки создания еврейской структуры - пассивность членов старого общества - ниспосланное свыше решение проблем по месту сбора и объявлению о нем)

Этот этап начался где-то в конце лета 1998 г. К этому времени еврейская общественная жизнь в Магадане стояла на нулевой отметке уже порядка трех лет. Пакет с пачкой документов по обществу "Холом" волей судьбы оказался заброшенным ко мне и спокойно пылился в каком-то дальнем углу.

Но вот начались периодические звонки с вопросами по еврейскому обществу - есть ли такое? где оно? и т.д. Звонили то из администрации, то просто интересующиеся граждане. Почему эти прозвонки шли ко мне - неизвестно. Данный вопрос я не расследовал, а спрашивавшим отвечал корректно, но кратко: нету такого общества, не функционирует. Звонки не были ни частыми, ни надоедливыми, но все ж таки, постепенно, наконец, подвели меня к мысли, что зря это дело - еврейское - так заброшено, что надо бы его как-то возродить.

(В скобках отмечу, что сейчас мне эти звонки представляются как бы звонком сверху: берись-ка друг за дело! То есть это был уже третий и, возможно, последний звонок - первым двум я не внял, точнее, ушел в сторону - в 1991 и в 1994 году - и был, очевидно, в том неправ. Теперь должен снова взяться и довести уже дело до конца).

Возрождать - вообще-то не то слово, ибо для возрождения практически ничего не осталось. Не считать же базой тощую папку учредительных документов, к тому же просроченных и не в полном комплекте, да к ним еще пакет вообще пустых и никчемных расписок, бумажек и т.д. Единственное, что еще могло послужить какой-то отправной точкой - это с десяток-полтора не уехавших евреев того общества, чьи телефоны у меня еще были.

Однако, прозвонка их с предложением собраться и поговорить на данную тему ни к чему путевому не привела. Ответом чаще всего была явная пассивность, обычно в виде нечленораздельного мычания (мол, "хорошо бы, хорошо, но...") или же прямые отказы. Пример такого отказа - та самая Е.О. которая была координатором Сохнута, успела в те годы много поездить по семинарам, и набралась на них каких-то знаний традиций и иврита. Реакция ее на мой звонок была своеобразной: она продержала меня на телефонной трубке не менее часа, сыпля жалобами и негодованием на каких-то еврейских функционеров, как они ее когда-то обидели и т.д. - вот потому она наотрез закаялась принимать участие в любых таких делах и ничего в принципе делать не будет.

Итак, начинать таки действительно приходилось с нуля. Однако, это не 91 год, депутатских полномочий у меня уж нет - политика давно отставлена в сторону. Надо искать какие-то другие возможности и с помещением для сбора и с оповещением желающих собраться.

С первым вопросом помогла непосредственно администрация губернатора - оказалось, что Отдел по национальным культурам, помещавшийся в здании бывшего дома Политпросвещения, предоставляет всем национальным объединениям по их просьбе помещение читального зала два раза в месяц. И моя просьба о включении еврейского общества в такой список была быстро удовлетворена.

Решение второго вопроса - об оповещении - тоже не заставило себя долго ждать. Вдруг по городу были развешены афиши об исполнителе еврейских песен Сиди Тале. Было совершенно непонятно - кто он и откуда свалился в Магадан? Но зато было ясно, что евреи на такие афиши, безусловно, клюнут - очень уж было необычно тогда: бесплатный(!) концерт еврейской(!) песни. Недлинная цепочка звонков, начиная с дирекции предоставляемого зала, вывела меня на координаты будущей переводчицы данного мероприятия. Эта милая женщина охотно откликнулась на просьбу прочитать со сцены объявление о сборе евреев там-то и тогда-то.

После первого же концерта стало ясно, что указанный Сиди Таль поет не еврейские песни, а что-то христианско-баптистское во славу самого знаменитого в мире еврея, и служит музыкальным оформлением большого проповеднического шоу. Но свою роль в деле становления именно еврейской культуры в Магадане он сыграл очень неплохо - благодаря ему в назначенный день собралось полсотни евреев, откровенно горящих желанием общаться друг с другом. Ну, прямо-таки межконфессиональная помощь и выручка!

Так и было положено начало нынешнему этапу развития еврейской жизни в Магадане.

Читайте в следующей части:
Бурное начало - снижение активности - первый раскол - юридическое оформление общества "Шалом Магадан"- свое помещение - постепенный подъем и лето многочисленных поездок - читать дальше >>

>> Смотреть список всех частей описания современного этапа истории евреев в Магадане.