карта сайта | |||||
|
|||||
Современная история евреев в МагаданеIII. Серия скандалов. Уж что-что, а этого добра (скандалов и расколов) за короткую нашу историю более чем хватило. И во всех них есть определенная закономерность. Даже две. Первая, бросающаяся в глаза: инициаторами и главными организаторами отколов и дрязг среди евреев Магадана всегда были женщины – уровень их еврейской принадлежности мог быть различным, но пол всегда был “Ж”. Мужики бывало играли некоторую роль, иногда даже и активную, но всегда только в роли пристяжных, прилепившихся, несамостоятельных. Более того, последний, самый глубокий (и действующий посейчас) раскол был прямо инспирирован извне - из Джойнта, во всяком случае – сначала из Джойнта. Так вот, и здесь подрывную деятельность под еврейское самосознание в Магадане, организовывали именно чиновницы этого - как будто еврейского же - департамента. Вторая закономерность еще более однозначна - никто из раскольников почему то не проявлял активности на невозделанном поле, никто не пошевелил пальцем, что б сохранить старое общество, рухнувшее в 95-96 году, или же создать новое с нуля. Никто из них вообще ничего нового до сих пор не создал и не нашел - ни общества, ни какого-то своего направления деятельности, ни нового спонсора. Все они присасывались к чему-то уже работавшему, что бы оттянуть на себя не ими созданное. Это равным образом касается и активисток расколов и пристяжных - и баб и мужиков. Итак, всего можно насчитать три раскола:
и далее подробно о каждом из них. Первая трещина пошла уже где-то через полгода после начала нынешнего этапа. Случилось так, что из первого совета общества числом в 7 человек через несколько месяцев уехало трое активных членов. Осталось четверо с таким вот раскладом: - Я - председатель, - Е.Б. - ведающая финансами (казначей), - С.Б.- очень активная женщина - сын С.Б., учащийся в колледже на что-то около-юридическое (подсобно-юридическое) Так уж получилось при выборах в Совет: сначала СБ выдвинула кандидатом своего сына, потом кто-то – и ее саму. Голосовали открыто, общим списком. Отводов не было, кроме моей не слишком активной попытки – таки, ведь не дело, что б из одной семьи… Но меня быстро уговорили (дал себя уговорить!) - мол, ничего страшного: на фоне семи человек двое погоды не делают. И хорошо, даже, что молодой сможет активно входить в курс дела. Но вот трое членов Совета уехало и положение кардинально изменилось, хотя и не проявлялось до критического момента. А он настал достаточно быстро - после того, как СБ съездила в Москву на семинар представителей еврейских региональных организаций, собранных Берл Лазаром (будущий ФЕОР). А произошло все так: в феврале 1999 года я был в командировке в Москве, и приехал в синагогу Марьиной рощи завязать контакты. Это удалось вполне – на следующий же день при повторной встрече с одним из помощников Берл Лазара я получил приглашение на вышеупомянутый семинар, который должен быть через 2 недели. Но мне через месяц предстояла еще одна серьезная командировка в Москву, требующая большой подготовки в Магадане. Посему сам я на семинар приехать не мог и пообещал прислать кого-нибудь из помощников. Выбор пал на СБ - она сможет быстро войти в курс проблем. Совет проголосовал, и ее послали. На покупку билета я ей выдал 3000 руб. с условием возвращения их сразу по приезде - дорога оплачивалась в Москве по предъявлении билета. (В обществе-то таких денег явно не водилось, взяты они были мной из других источников и, увы, эти деньги таки и не вернулись). Оказалось, что семинар предстоял сугубо деловой: фонд Ор-Авнер собирался начать поставку очень большой гуманитарной помощи малоимущим слоям населения (всего населения, а не только еврейского), и предполагалось использовать еврейские общества в качестве представителей фонда на местах, т.е. организовывать всю работу. На семинаре СБ почуяла, что речь может идти о весьма крупных оборотах и деньгах, завязала там в Москве какие-то личные контакты и вернувшись развила бурную деятельность. Сначала она провела массированную подготовку на тему о необходимости скорейшего юридического оформления общества. Срочно, мол, нужен устав, регистрация и т.д., а иначе мы все проиграем. Что это "все" - она не объясняла, но ажиотаж постепенно нагнетался. Надо сказать, что подготовка к регистрации уже шла - еще зимой на общем собрании был одобрен устав. Тогда же обсуждались варианты названия общества и было выбрано "Шалом Магадан". Но потом уехал как раз тот член совета, который вел секретарскую работу и куда он дел проект устава – было неизвестно. Конечно, все это имелось у меня в компьютере, но с ним-то как раз начались неполадки - распечатать нужный файл именно в этот момент я не мог. Однако, не было никакой необходимости куда-то гнать, имелись другие важные дела и некоторое торможение регистрации было совсем нестрашным. На крайний уж случай всегда можно было использовать документы предшествовавшего общества еврейской культуры "Холом" - его еще никто не закрывал, хотя документы уже несколько и не соответствовали времени. Но СБ таки сумела использовать эту ситуацию. Вот, мол, есть ее грамотный сын - он быстро слепит устав. Надо все поскорее - даешь общее собрание! Народ почему-то клюнул на такие лозунги и охолонить его мне не удавалось. Собрали собрание. Этот сын, с уверенным апломбом, представляет совершенно дурацкий устав из одних общих мест, к тому ж не согласованных друг с другом. Большая часть народа настроена как-то безразлично – мол, какая разница, пусть будет так. Я с таким подходом не согласен в корне и заявляю, что в противном случае просто уйду из общества - так уже было при первом этапе. На том и закрываю собрание, оставляя все в подвешенном состоянии. Вроде пока окончательного разрыва еще нет, но при нашем уличном разговоре (Магадан у нас - что деревня, много вопросов обсуждается прямо при встречах на углу улиц) СБ прощупывала меня - действительно ли я настроен уйти. Вот де жаль ей, что в Федерации еврейских общин негативно относятся к руководителям-женщинам - это она уже выяснила во время поездки (вот, что ее там волновало, оказывается!). Через пару-тройку недель появляются слухи, что председатель в обществе теперь другой и все дела крутит лично СБ. Слухи эти оказались отнюдь не беспочвенными. Выяснилось, что в Управлении юстиции - организации, ведавшей регистрацией обществ – уже подан протокол о перевыборах председателя нашего общества (т.е. еще общества “Холом”). Протокол до забавности липовый - мало того, что вранье там в каждом пункте, так еще я в нем фигурирую как председатель, ведущий это собрание, но вот подписи моей под ним нет - подписан он уже "новоизбранным" председателем общества. А этого, якобы – председателя, видели в обществе единственный раз: его приводила СБ именно на последнее собрание. Чего говорить – то было, конечно, время некоторой нервотрепки. Несколько крепких, надежных евреев, составивших костяк общества на первом его собрании прошлым летом, уже разъехались. Куда склонятся остальные - было не очень ясно. А в Совете-то я точно в одиночестве: сама СБ, плюс ее сын – это уже половина, да и четвертый член - казначейша – тоже, похоже, в ее рот смотрит. Можно сейчас признаться, что был какой-то краткий период, когда я настраивался опять бросить все к чертям. Политические игры и словоблудия - явно не мое амплуа. Не умею я их вести и обычно безнадежно проигрываю. Однако, взял себя в руки (сколько ж можно уходить в сторону?) и собрал для обсуждения ситуации активных евреев. Собственно, приглашались все, включая и саму СБ, и ее “председателя”. Но ни она, ни ее сторонники не явились и других еще отговаривали. Некоторые действительно поддались на эти уговоры и на собрание не пришли - как они позже объясняли из-за нежелания участвовать в “грязных” разборках. Но десять человек таки пришло. Перед тем я взял в отделе юстиции ксерокопию того липового протокола, зачитал при всех, спросил – может кто-то был на этом вот перевыборном собрании? Из присутствующих – не был НИКТО! Более того, в протоколе фигурировал кроме “избранного” председателя еще один кандидат, который, якобы не набрал голосов. Этот-то “кандидат” здесь присутствовал и был чрезвычайно удивлен, когда услышал, что его кандидатура выставлялась на “выборах” (без его оповещения!). Голосами девятью человек (десятый оказался засланным лазутчиком СБ) было решено заявить в Управление юстиции о подделке данного “протокола” и начать процедуру оформления нашего общества по одобренному еще зимой уставу (к этому времени его проект уже был вытащен из компьютерных недр). На всякий случай решили еще раз собраться назавтра и предложить сторонникам СБ тоже подойти, что б и их мнение выслушать – что же, в конце концов, они хотят? Собственно, проект устава уже есть, программа по регистрации запускается – чего им еще-то нужно? Но и назавтра пришли практически все те же самые. Решение утвердили, и девятью учредителями было образовано Еврейское общество, точнее, Магаданская городская общественная организация еврейской культуры (МГООЕК) “Шалом Магадан” как преемник предыдущего еврейского общества “Холом” (так и записано в уставе). Через пару недель оно уже получило официальную регистрацию. Параллельно с нами, пять сторонников СБ подали на регистрацию свое общество (со старым названием “Холом”) по своему же проекту устава, сляпанного недоучившимся юрисконсультом. Его благополучно завернули им на переделку, на том их дело и загнило. Но до того СБ успела еще подпакостить – обегать заранее спонсоров и собрать с них деньги для проведения праздников в мае-июне. Спонсоры-то были все известны - я в открытую выложил список казначейше, и она же фиксировала все сборы с них и трату этих денег. Предполагалось, что моей задачей является главным образом поиск спонсоров, а текущую работу по собиранию средств вполне могут выполнить и мои помощники. Вот она - наивная вера в людей! Во что она отыгрывается… Ясное дело, что у спонсоров такая моя промашка явно не вызвала большого удовольствия - мне пришлось выслушать вполне справедливые нарекания. Постфактум выяснилось, и достаточно определенно, что СБ не имеет к еврейству никакого отношения. Просто ей очень хотелось примазаться – видела она в том какую-то, ей только ведомую, перспективу для своего сыночка. Ну а мы тогда вообще не слишком обращали внимание на документальные доказательства – тянется человек к еврейской культуре, ну и пусть приобщается, пусть пользуется общественными правами. Впрочем, все это только к слову, т.к. дальше будут примеры того, что и принадлежность к нашей коренной национальности, увы, тоже не является страховкой от нечистоплотности. Борис Левин |